Все новости »


О центре Ландшафтная школа
Путешествия Озеленение
Фотоотчеты Посадочный материал
Все сады мира Услуги садовника
Ландшафтная школа Услуги ландшафтного дизайнера
Курсы ландшафтного дизайнера
 
107014, Москва, Егерская д.1, стр 1
+7 (925) 868-07-31
E-mail: gertrudaarbat@gmail.com












GARDENER.ru

Родом из детства
Все мы родом из детства. Воспитание, окружение влияет на нашу жизнь и строит нашу биографию. Roberto Burle Marx родился 4 августа 1909 года в Рио-де-Жанейро. Отец был родом из Германии, а мать – женщина необычной бразильской красоты. Именно она привила Roberto любовь к искусству, музыке, литературе, живописи и саду. Вместе с матерью он часто работал в их саду недалеко от Capacabana Beach и тогда никто не знал, что слова Рио-де-Жанейро – Capacabana Beach – Roberto-Burle-Marx – станут синонимами. В Бразилии его знают все - таксисты, садоводы, учителя, торговцы на рынках, Roberto и до смерти был национальной иконой. Он внес огромный вклад в художественную жизнь страны. Он вывел свою любимую Бразилию в передовые страны в области ландшафтной архитектуры. Многие современные дизайнеры стремятся посетить Бразилию, увидеть его работы, оценить легкость с которой он манипулировал большими городскими пространствами, попробовать перенять его стиль, хотя … трудно подражать гению, каким был Roberto Burle Marx.

  

И все-таки, дар, который он получил на небесах, был подкреплен цепью событий, которые вели талантливого юношу по жизни. Прежде всего, повезло с учителями. Когда в 1928 году семья уехала в Германию, Roberto Burle Marx стажировался в Dahlem Botanic Garden в Берлине и именно оттуда он вынес любовь к бразильским растениям, именно там Hare Forster научил его ценить злаки, их грацию, текстуру и архитектурные достоинства. Строго говоря – текстура – вот что является основной движущей силой всех работ Roberto Burle Marx. Хорошо зная растения, он добивался необычных, колдовских сочетаний из обычных растений – «Ценность растений в композиции подобна ценности окраски в живописном полотне и всегда не является относительной. Растение получает ценность благодаря контрасту или гармонии, которая создается от соседства с другими растениями».

  

Когда Roberto Burle Marx вернулся в Бразилию, полный новаторских идей об использовании местных растений, он совершил огромное количество экспедиций в леса Амазонки и различные уголки огромной Бразилии, чтобы найти и исследовать флору своей родины. Уже в первых проектах начали возникать орхидеи, алоказии, антуриумы, бромеливые, циперусы и т.д. Для многих стало шоком, что в городских садах появляются растения, считающиеся совершенно бесполезными сорняками джунглей. Но только Lucio Costa, который жил недалеко от Roberto Burle Marx, знал его с детства и наблюдал за становлением молодого таланта. Более того, Lucio Costa стал преподавателем Roberto Burle Marx в School of Fine Arts и после ее окончания рекомендовал его своим друзьям – архитекторам, в том числе Oscar Niemeyer. С этого момента карьера Roberto Burle Marx развивалась стремительно: в 1934 году он был назначен директором парков и садов в Recife и уже спустя 4 года Costa и Niemeyer пригласили его работать над проектом озеленения министерства образования и культуры в Рио-де-Жанейро. Ему все удавалось легко и получалось прекрасно – от фрески в новом здании министерства до сада на крыше там же.

  

Революционный, новаторский, волнующий подход Roberto Burle Marx к созданию садов совпал с общественным движением, которое будоражило всю Бразилию в 1930 году. Интеллигенты уже призывали отказываться от всего европейского, искать свою национальную идею, красоту в своей стране, обратиться к своей культуре, не забывая малочисленные народы, такие как Tupi-Guarani. Лидер этого движения Oswald de Andrade написал книгу «Revista de Antripofagia», в которой поставил перед бразильским народом выбор: «Tupi или не Tupi, вот в чем вопрос?» На фоне всех этих событий стремление Roberto Burle Marx использовать местные растения, местные материалы, стало особенно актуально. Он с большим напором продвигал эту идею, используя свои малочисленные связи и работу для бразильского правительства. Самое главное то, что он делал, нравилось людям – это было непонятно, но красиво, притягательно, так же как и сама личность Roberto Burle Marx. Приемы, которые он использовал, были новаторскими – плавные перетекающие линии, соединенные с крупными рядами архитектурных растений. Так же он любил использовать камни, булыжники, мозаику, бетон.

  

Начиная с 1940 года, у него появилось очень много проектов от общественности, такие как Museum of Art в Belo Horizonte его частного парка, созданного в 1946 году и принес ему мировую славу, речь идет о Odette Monteiro около Petropolis. Все его частные сады – это абстрактные картины, перенесенные в ландшафтные проекты. Создание абстрактного сада требует намного больше умения и навыка чем создание хорошего формального или пейзажного сада. «Риск проиграть и все испортить очень велик, ведь если «абстрактные формы» не хороши сами по себе, в них нет ничего, на что можно опереться, но когда они успешно выполнены, то выбивают аккорд симпатии в человеческом сознании» – так высоко оценивает работы Roberto Burle Marx великая Сильвия Кроув.

  

Для своих проектов он выискивал растения по всей стране, обращая внимание на их необычные декоративные качества, также он использовал растения из Южной Африки, Индии, Мексики, Австралии, Центральной Америки. В то время питомников в Бразилии не было, не было крупных растений и Roberto Burle Marx принимает решение создать свой сад - питомник. Для этих целей он покупает землю в 1949 недалеко от Рио-де-Жанейро, чтобы разместить там коллекцию своих растений. Там же находится старый дом и церковь XVI века, которые были отреставрированы, и где художник жил с 1973 года до своей смерти в 1994 году. А заказы все прибывают и прибывают, не успев закончить гениальный трехцветный променад вдоль побережья Рио-де-Жанейро, который стал символом города, Copacobana Beach - место где стоят самые шикарные гостиницы и рестораны, где назначаются деловые встречи и любовные свидания, где каждое утро тысячи кариоков занимаются спортом. Серая, белая, коричневая мозаика образует причудливые волны, прерывается группами деревьев и символизирует разные расы, населяющие Рио-де-Жанейро. Roberto Burle Marx создает уникальный парк Flamengo, где высаживают большое количество пальмовых деревьев, в отдельных областях устроены небольшие садики с использованием водоемов, водных растений, лотоса, традесканции – и все без единого изъяна – все четко просчитано, цветовые акценты подобраны с большим вкусом.

  

Честно говоря, вода везде играла важную роль в его проектах – вода отражение, вода зеркало – чтобы еще раз подчеркнуть красоту необычной флоры Бразилии. Одним из лучших примеров является сад, созданный для резиденции Olivo Gomes в 1950 году. По берегу огромного озера высажены Schirolobium parahybum (в народе Tower tree), которые разбивают пространство озера и обращают внимание на задний план участка. Подбивают деревья растения – «птицы» (Thyphonodorum Lidleyanum), которые присели на воду и вот-вот взлетят. Влияние Roberto Burle Marx растет в 1984 году он становиться профессором ландшафтного дизайна в школе архитектуры университета Бразилии. И уже в 1960 году, когда Рио-де-Жанейро перестает быть столицей, он вместе с Nymeyerom полностью выстраивают концепцию новой столицы – Brasilia.

  

Одновременно он работал в Аргентине, Чили, Калифорнии, Вашингтоне и Париже, читает лекции и выполняет частные заказы и все пополняет свою коллекцию растений на площади 100 акров. Место, где художник работал в последние годы, где была построена его мастерская, где он наблюдал за сочетаниями растений, изобретая все новые и новые схемы, сейчас называется Sitio Burle Marx и пожертвовано бразильскому правительству, став национальным памятником. Сад поднимается в гору, перед вами постоянно открываются новые виды. Поражает аскетизм дома, необычные окраски в интерьере, множество милых деталей, которые делают дом домом, огромный стол, покрытый авторской скатертью – видимо в доме часто бывали гости, анфилада дверей, оконные рамы, каждая из которых является обрамлением садовой картины. В сад можно выйти из любой комнаты – с одной стороны вы попадаете в утонченный сад, украшенный бромелиями регулярный водоем с античными колоннами, местные поговаривают, что блоки декоративной стены были спасены самим Roberto Burle Marx во время очередного восстания. Эта часть сада очень яркая, особенно когда за стеной зацветает огненное дерево (Delonix regia). https://callescort.ch/

   

Другая сторона околодомного пространства – спокойная, огромные валуны на квадратных клумбах соседствуют с простыми плитами, мощением и гранитной мозаикой. Все выдержано в спокойных серо-зелено-коричневых тонах. Очень много злаков. Чуть дальше открывается самая загадочная часть сада – скрытое от посторонних глаз барбекю, место для приема гостей (площадь приблизительно 60 м2), место для медетирования (если вы одни), простые формы, с плоской крыши течет вода – основная видовая точка, огромное дерево с причудливыми корнями и серо-белой корой, подножие которого украшено офиопогоном Nigressens. Аура этого места – потрясающая, очень не хотелось уходить. Именно там я вспомнила, как в первый раз узнала о Roberto Burle Marx - 2005 год, Chaumont-Sur-Loire, тема: «Сады Воспоминаний». Небольшой садик был посвящен году Бразилии во Франции, и на водной глади – яркие настилы с абстрактной росписью – три цвета, белый, красный, черный, огромные агавы, циперус – все как положено. Огромной мощью повеяло от этой композиции, и я решила, что по приезде в Москву обязательно разберусь. Разобраться сумела только в январе 2007 года, когда мы организовали поездку в Бразилию, посвященную творчеству Roberto Burle Marx. К сожалению, многие общественные сады, сделанные мастером не содержаться на должном уровне, но Sitio Burle Marx процветает и поражает воображение всех посетителей. Есть всего два ежедневных тура в 9:30 или 13:30 . Не дай бог опоздать, по саду Вас кроме экскурсовода сопровождают охранники.

   

Мастерская стоит особняком, полна света, и нет картин, потрясает огромная зеленая дверь и затейливые скульптуры местных аборигенов. И опять выход в сад. По словам Roberto Burle Marx «Сад должен обладать ясностью, чтобы быть понятным и его следует понять, чтобы им наслаждаться». Не имея специального ландшафтного образования он стал первым в Бразилии, но кроме этого он занимался живописью, скульптурой, разрабатывал сценические костюмы для театральных действий, увлекался созданием ювелирных изделий, а в душе ,все же, оставался ботаником. За свою жизнь он сделал – 3000 ландшафтных проектов – проектов, где не было никакого подражания, крайне непохожих на проекты современников и воспитал огромное количество учеников. В настоящее время Isabel Duprat, которая долгое время работала с ним, изучила его почерк, создала потрясающий сад в Сан-Пауло в банке Бостон, подобно саду на крыше Safra банка, который был воплощен в жизнь Roberto Burle Marx в 1982году. В этом проекте чувствуется влияние кубизма в сочетании с трехмерными извилистыми формами. Другая ученица Anna Maria Prado Dantos завершила проект, созданный Roberto Burle Marx 30 лет назад, в самом богатом районе Сан-Пауло – Gidade Jardin и внесла свои дополнения. Руководствуясь идеями Roberto Burle Marx Sonia Infante, получив заказ на оформление 48 000м2 влажной долины, говорит: «Мне нравится работать с большими областями, где я могу выразить свою творческую направленность. Подобно Roberto Burle Marx, я думаю о садоводстве как о живописном полотне на огромном холсте окрасками, текстурой и формами растений». Сады Бразилии очень разнообразны и это разнообразие, обязано одному человеку – Roberto Burle Marx.
Рейтинг@Mail.ru