Все новости »


О центре Ландшафтная школа
Путешествия Озеленение
Фотоотчеты Посадочный материал
Все сады мира Услуги садовника
Ландшафтная школа Услуги ландшафтного дизайнера
Курсы ландшафтного дизайнера
 
107014, Москва, Егерская д.1, стр 1
+7 (925) 868-07-31
E-mail: gertrudaarbat@gmail.com












GARDENER.ru

Статьи об озеленении

ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН 2/2005
Сам себе заказчик


 

ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН 2/2005

Сам себе заказчик

КАК БЫ НИ СТАРАЛИСЬ ДИЗАЙНЕР ИЛИ АРХИТЕКТОР, ВСЕ ЖЕ БОЛЬШАЯ РЕДКОСТЬ, КОГДА ЗАКАЗЧИК С САМОГО НАЧАЛА СТРОИТЕЛЬСТВА САДА ЯСНО ПРЕДСТАВЛЯЕТ, ЧТО ЖЕ ПОЛУЧИТСЯ В ИТОГЕ. ТАК ЧТО В ОТНОШЕНИЯХ «ЗАКАЗЧИК– ДИЗАЙНЕР» МНОГОЕ СТРОИТСЯ НА ДОВЕРИИ: ЗАКАЗЧИК НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ, КАК В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ БУДЕТ ВЫГЛЯДЕТЬ ЕГО САД, НО ВЕРИТ, ЧТО ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО. А ВОТ В ТОМ СЛУЧАЕ, КОГДА ДИЗАЙНЕР СТРОИТ СОБСТВЕННЫЙ САД, ТО ЕСТЬ БУКВАЛЬНО ВЫСТУПАЕТ ЗАКАЗЧИКОМ ПО ОТНОШЕНИЮ К САМОМУ СЕБЕ, ПРОСТО НЕВОЗМОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ СИТУАЦИЮ, ЧТОБЫ ОН ЗАРАНЕЕ НЕ ВИДЕЛ СВОЙ САД. И ВОТ ЭТО ТО НАС И ЗАИНТРИГОВАЛО: КАКИМИ ЖЕ ДИЗАЙНЕРЫ ВИДЯТ СВОИ САДЫ? УДАЕТСЯ ЛИ ИМ ИЗБЕЖАТЬ РАСХОЖДЕНИЯ МЕЖДУ ЖЕЛАЕМЫМ (ТО ЕСТЬ ТЕМ, ЧТО РИСОВАЛО ВООБРАЖЕНИЕ) И ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ (ТЕМ, ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ НА ДЕЛЕ)? И КАКУЮ ОЦЕНКУ (О ГОНОРАРЕ, ПОНЯТНО, В ДАННОМ СЛУЧАЕ РЕЧЬ НЕ ИДЕТ) ДИЗАЙНЕР ГОТОВ ВЫСТАВИТЬ САМ СЕБЕ (ТОЛЬКО ЧЕСТНО!) ЗА РАБОТУ?

ЭТИ ВОПРОСЫ МЫ И АДРЕСОВАЛИ АРХИТЕКТОРАМ И ДИЗАЙНЕРАМ, ИМЕЮЩИМ ОПЫТ СОЗДАНИЯ НЕ ТОЛЬКО ЧУЖИХ, НО И СОБСТВЕННЫХ САДОВ…

Татьяна Койсман, Центр садового искусства «Гертруда»

Каков мой сад? Во-первых, у меня нет газона, весь сад представляет собой открытый бордюр. Это английский термин, обозначающий свободные посадки растений – что-то типа луга, степи, все растения здесь примерно одной высоты. Дорожек в саду вы не заметите, разве что ранней весной, пока растения не поднялись, потому что они очень узенькие, предназначены только для того, чтобы легче было ухаживать за растениями. Еще я могу сказать, что с самого начала я задумывала сад малого ухода, поскольку при моей загруженности работой у меня абсолютно нет времени на уход за собственным садом. На моем участке песчаная почва, и растения я подбирала не требовательные к поливу – это тимьян, душица, флокс шиловидный, элимус, лихнис корончатый, вербейники, монарды. В композициях я охотно использую крупные архитектурные растения, парковые розы, иву пурпурную ‘Nana’. По всему саду высажены ароматические травы, которые не только лечат ароматами, но и привлекают в сад бабочек, пчел. Я просто обожаю наблюдать за живностью в своем саду! Есть идея, пока еще вынашиваемая, спроектировать аллею гераней. Один из главных компонентов моего сада – это Утопленный сад (традиционно английский элемент) – такая круглая заглубленная клумба, которую уже в середине лета маскируют высокие травы и многолетние растения, высаженные по ее окружности. За счет того, что высажены они на специально сделанные насыпи, высокие растения кажутся еще выше. И, если не знать о существовании Утопленного сада, то найти его в саду просто невозможно...

Я старалась делать упор на сезонные эффекты, это та идея, которую я пропагандирую во всех своих работах: если какое-то растение отцветает, уходит, на его месте обязательно должно зацвести другое. Чтобы добиться этого эффекта, приходится смешивать в посадках много разных растений, например, вот что происходит на 1 кв. м: на весну я высаживаю хионодоксу, затем ее сменяют тюльпаны, затем полыни, затем – дельфиниум, и в конце сезона – время астр… Не скажу, что всем этот подход нравится, но мне он представляется оптимальным для того, чтобы совместить сезонные эффекты и непрерывное цветение…

Колористическая схема посадок составлена так, что преобладают мягкие окраски, пастельные тона, ничего кричащего. Но поскольку я постоянно экспериментирую, то я отвела для этих целей в саду специальное место, где есть Красный сад, Сад сухой тени… Эксперименты ставлю не из любопытства, а с тем, чтобы впоследствии рекомендовать или не рекомендовать что-либо своим заказчикам.

В плане идей меня в моем саду устраивает все, к недостаткам отношу то, что ему не хватает ухода. Я бы себе поставила «пять» за идею, а за уход – «три». Но я утешаю себя тем, что такой диковатый стиль сейчас в моде… И художественный беспорядок мне нравится в принципе.

Да, когда я строила свой сад, я сумела найти путь, как сэкономить: я использовала те растения, которые быстро и легко размножаются, и никогда не сажала тех, которые могут не перезимовать. Дело в том, что для воплощения моих замыслов требуется много растений: весной – море тюльпанов, осенью – масса астр, злаков... Зачем так много? Это необходимо для того, чтобы задать тему сезона, которая объединит все уголки сада в единое полотно. Ведь мой сад – не коллекция, а картина, в этом я следую принципам Гертруды Джекилл.

Надо ли экономить и на чем? Главное, не экономить на проекте. Дело в том, что сад можно делать «кусками», по мере поступления денег, а вот идея должна обязательно быть целостная. Вот сейчас идет большая волна интереса к дикому саду. В таком саду можно будет сэкономить и на классическом газоне, и на мощении… Кстати, можно сэкономить и на уходе, отказавшись от сложных цветников и газонов.

От своих заказчиков я в первую очередь жду понимания того, что их сад – продолжение дома. И относиться к озеленению надо очень серьезно. Нельзя впихнуть на один участок все желаемое, это так же невозможно, как разбить напротив дома с колоннами японский сад, а напротив огромной беседки – крохотную альпийскую горку. Чтобы это понимать, нужно в себе воспитывать чувство стиля, меры, вкуса… Заказчики часто несведущи в ландшафтных тонкостях, а дизайнер их «грузит», убеждает сделать то-то и то-то, и поскольку заказчикам часто нечего противопоставить, они на все соглашаются, а потом чувствуют себя в собственном саду неуютно, будто в чужом. Надо отстаивать свое мнение, свое право на собственный сад, а для этого надо читать литературу, путешествовать по садам мира, в общем, «образовываться», чтобы лучше понимать, что вам надо…

Рейтинг@Mail.ru