Терминология в ландшафтном дизайне
АБРИС – линия, очерчивающая внешнюю границу предмета, выявляющая его очертания.
АКЦЕНТ – элемент дизайна, создающий композиционный центр, декоративную структуру или цветовое пятно, оттеняющие другие элементы.
АЛЛЕЯ – пешеходная или проезжая дорога в парке или саду, обсаженная равномерно стоящими вдоль оси с двух сторон деревьями или кустарниками. Подчеркивает перспективу, «готический ряд» - плотно посаженные деревья вытягиваются. Используется для придания архитектурности естественным пейзажам. Может быть частью пейзажного или регулярного парка, иметь несколько параллельных линий (например, пешеходная-проезжая-пешеходная). Синоним «авеню».
АЛЬПИНАРИЙ– или каменистый сад, обычно устраивается в виде горки. Характерно присутствие низкорослых и почвопокровных растений. Правильно выполненная альпийская горка должна быть миниатюрной копией природного горного ландшафта. Рекомендуемая площадь 4-8 м2, высота – 0,5-0,6 м. Подходит для небольших участков. «Рокарий» - часто упоминается как синоним.
АМПИР – возникший во Франции в конце XVIII – начале XIX веков стиль в архитектуре и декоративном искусстве, основанный на подражании античным образцам.
АМФИТЕАТР – зрелищное сооружение в виде эллипса или полукруга со ступенчато расположенными рядами. Имеет выпуклую или вогнутую форму. Предназначен для наблюдения за красотами или используется как дополнительный геопластический элемент.
АНГЛИЙСКИЙ САД – устоявшееся понятие пейзажных парков, популярных во второй половине XVIII – XIX веках.
АНГЛИЙСКИЙ ЗАГОРОДНЫЙ САД – традиционный сад при небольших сельских домах в Англии, который положил начало буржуазным садам XIX и XX веков.
АНТИЧНОСТЬ – древний греко-римский мир и его культура.
АПТЕКАРСКИЙ ОГОРОД – синоним «травник», предназначен для выращивания лекарственных и душистых растений. Может быть выполнен на манер старинных огородов в регулярном стиле.
АРКА – обычно дугообразное перекрытие проема в стене или пролета между двумя опорами.
АРХИТЕКТОНИКА – сочетание частей в одном стройном целом, синоним - композиция.
АРХИТЕКТУРА ЛАНДШАФТНАЯ – искусство гармонического сочетания естественных ландшафтов с архитектурными сооружениями и искусственными ландшафтами.
АСИМЕТРИЧНЫЙ САД – французский термин, обозначающий английские сады XVII века (см. симметричный сад)
БАЛЮСТРАДА – перила, сквозное окружение террас, лестниц из фигурных столбиков – «балясин». Характерно использование для классической архитектуры, в подпорных стенках. Чаще используется в парковых композициях.
БАСЕЙН – сооружение различных форм с герметичными краями, способными удерживать воду.
БАРОККО – вычурный и пышный стиль в искусстве XVI – XVIII веков.
БЕЛЬВЕДЕР - круглая в плане открытая беседка, павильон на возвышенном месте, откуда открывается красивый вид на окрестности или аналогичная надстройка на здании.
БЕРСО – открытая аллея из переплетенных ветвей деревьев. Лучший вариант – липа, либо желтая акация. Распространенный элемент регулярного стиля.
БОРДЮР – низкие и узкие полосы, сформированные кустарничками, травами или другими растениями. Посаженные по контору газона, клумбы, дорожки и подчеркивающие их очертания.
БОСКЕТ – замкнутый участок, обычно правильной геометрической формы. Растения (деревья или кустарники) густо высажены по периметру. Сформированы в виде ровных стенок (шпалер). Элемент регулярного стиля. Предназначен для отдыха, зрелиш, прогулок.
ВАЗОН – цветочный горшок, может быть дополнением к балюстраде.
ВЕРТИКАЛЬНАЯ ПЛАНИРОВКА – комплекс мероприятий по преобразованию рельефа сада в композиционных и технических целях, в том числе создании водоотвода с территории.
ВЕРТИКАЛЬНОЕ ОЗЕЛЕНЕНИЕ – вид озеленения с использованием вьющихся лиан с целью украшения и защиты стен зданий от пыли, шума, перегрева.
ВЕРТИКАЛЬНЫЙ АКЦЕНТ – прием оформления, заключающийся в использовании лазающих растений, растений с вертикальным расположением ветвей. А также строительных конструкций.
МОЗАИКА – французская и бельгийская техника второй половины XIX века. Смесь двух стилей английских цветников: рисунок, сделанный из цветущих растений и ковровых цветников на уровне с землей.
МОНОСАД – сад, состоящий из одного вида растений: розарий, иридарий, хвойный сад.
МОНОРОЩА – ельник, березняк, резко выделяются на фоне смешанных групп.
НЕФОРМАЛЬНЫЙ СТИЛЬ – способ оформления, при котором растения сажают не в строгом порядке, сад выглядит более естественно, что создает ощущение буйства природы.
ОДНОПОРОДНАЯ ГРУППА – композиция, состоящая из одного вида растений или близкородственных видов. Такая посадка выявляет нюансные различия.
ОСЬ – проходящая через геометрическую фигуру или тело воображаемая прямая линия, обладающая только ей присущими свойствами. Например «Ось симметрии».
ОТКРЫТАЯ КАНАВА – синоним «ров». Прием, используемый в английском пейзажном садовом искусстве XVIII века, который заменяет преграды и изгороди и зрительно раздвигает границы участка.
ПАГОДА – буддийский храм на кругообразном фундаменте, очень популярное в XVIII веке садовое сооружение.
ПАЛИСАД – легкая деревянная изгородь, устанавливаемая по краям боскета.
ПАЛИСАДНИК – живописный цветник возле дома, включающий однолетники, кустарники, многолетники, травы и/или овощи, историческое продолжение старинных садиков из растений для лечебных и кулинарных целей.
ПАМЯТНИК – скульптурное произведение или мемориальное архитектурное сооружение. Синоним «колонна», «обелиск».
ПАНДУС – наклонная поверхность для перехода или подъезда с одного уровня террасы на другой и заменяющая собой лестницу.
ПАРАДИЗ – (от персидского paridaiza по гречески paradeisos) рай – название парков отдыха.
ПАРТЕР – декоративная, открытая, геометрически построенная композиция из подстриженных трав, кустарников, низкорослых растений. Допустимо использование инертных материалов, вазонов, колонн. Подразумевается регулярный стиль, симметрия.
ПАТИО – небольшой сад, окруженный высокой оградой или стенами здания и композиционно связанный с интерьерами зданий, элемент, заимствованный из испано-мавританской архитектуры.
ПЕЙЗАЖ – охват местности одним взглядом. Термин заимствован из живописи северной Европы XVI века.
ПЕРГОЛА – парковая постройка, имеющая деревянный или металлический каркас из редко стоящих опор, с плоской или сферической поверхностью, обвивается лианами или вьюнами. Дополнительный экран, быстро образующий теневую зону, выступающий как элемент зонирования. Может пристраиваться к беседке, веранде. Подчеркивает замкнутость пространства.
ПЕРСПЕКТИВА – искусство показывать линии параллельными, которые таковыми не являются. Создание иллюзии пространства в садах, начиная с эпохи Ренессанса.
ПЕРСПЕКТИВА ВОЗДУШНАЯ – свойство приземного слоя воздуха смягчать действительный цвет и очертания предметов, окрашивая более отдаленные в голубые тона. Используется для иллюзорного усиления глубины пространства сада.
ПЛАНИРОВКА САДА – его территориальное устройство, пространственная и функциональная структура, определяемая конкретными ландшафтными, архитектурными, экономическими, инженерно-строительными и другими условиями.
ПОДЛЕСОК – растения, произрастающие под пологом деревьев первой величины.
ПОРТИК – форма античного сада, где портик продолжал архитектурно-садовый ансамбль. Закрытый сад для прогулок.
ПОЯСНАЯ ИЛИ ОБХОДНАЯ ДОРОГА – сеть дорожек, проложенных по периметру участка и образующих прогулочный кольцевой маршрут. Если имеет значительную протяженность необходимо продумать места для отдыха, раскрытие видовых точек. Может содержать «тайные» уголки.
ПРИСТАНОВОЧНАЯ КУЛЬТУРА – комнатные растения зимнего сада, выносимые в летний период в сад.
РАБАТКА – цветник в виде длинной узкой полосы, размещенный вдоль дорожек или аллей, из одного или нескольких видов растений.
РЕГУЛЯРНАЯ ПЛАНИРОВКА – отличает французские классические сады, где используются правильные геометрические формы, прямые дорожки, аллеи, симметричные композиции.
РЕНЕССАНС – то же самое, что и возрождение.
РИТМ – равномерное чередование элементов композиции.
РОКАЙЛЬ – (от латинского rocca) обрамление из камней и ракушек под влиянием Античности и Ренессанса. Сад, искусственно созданный из камней, чтобы разместить альпийские растения. Синоним «рокарий».
РОКОКО - стиль в искусстве XVIII века, отличающийся изысканной сложностью форм и причудливым орнаментом.
РОТОНДА – круглое или полукруглое в плане небольшое архитектурное сооружение перекрытое куполом, который поддерживается колоннами.
РОЩА – небольшой, чаще лиственный лес.
РУИНА – развалины старинного сооружения, популярная деталь садов романтического стиля.
САД – определенный участок различных размеров, с посаженными в нем полезными (съедобными), красивоцветущими или ароматными растениями.
СВЕТОТЕНЬ – соотношение света и тени, выявляющее форму предметов.
СЕРПАНТИН – извилистая трассировка дорожек на крутых склонах.
СИЛУЭТ – обобщенный контур, очертание отдельных растений, групп, куртин на фоне неба или водной поверхности.
СИММЕТРИЧНЫЙ САД – классический сад, созданный по законам пропорции и симметрии, под влиянием садов в Римской Империи. Пример французские сады XVIII века.
СОЛИТЕР – одиночно высаженной на открытом пространстве растение, привлекающее внимание формой, размером, выразительным силуэтом. Для лучшего восприятия необходимо определенное расстояние до объекта!
СТИЛЬ – совокупность черт, близость и выразительность приемов и средств, обусловливающих единство чего-либо, какого либо направления в искусстве.
ТЕКСТУРА – естественный рисунок, строение твердого вещества: древесины, камня. В то же время характеристика расположения листьев, ветвей, их размеры и соответствующий порядок распределения светотени. Для фона уместна более мелкая и плотная текстура, для переднего плана крупная и рыхлая.
ТОПИАРНАЯ СТРИЖКА – искусство уменьшать и формировать рост деревьев и кустарников, чтобы благоприятствовать их развитию или придать им воображаемые фантастические формы. Известно со времен Античности.
ТОПИАРИЙ – сад или его участок с «зелеными скульптурами», полученными путем обрезки компактных кустарников. Выбор опытных игроков https://bit.ly/36DqX3Y казино Вулкан 24
ТРЕЛЬЯЖ – шпалера в виде тонкой решетки.
«УТОПЛЕННЫЙ САД» - термин, введенный в садовое искусство, подразумевает организацию отдельного зеленого пространства ниже общего уровня сада.
ФАКТУРА – своеобразное качество какой-либо поверхности.
ФОКУСНАЯ ТОЧКА – элемент композиции, привлекающий к себе основное внимание наблюдателя и во многом определяющая его впечатление от увиденного.
ФОЛИ – место в саду показывающее экстравагантный вкус его хозяина. По имени владельца сада XVIII века.
ХИЖИНА – сельский кров.
ЧАСТОКОЛ – изгородь с просветами.
ШПАЛЕРА – с XVIII века способ сажать и контролировать рост фруктовых деревьев, особенно развитый во Франции. Плоская опора для растений в виде натянутых рядов проволоки, щита или решетки. Позже – название высоко подстриженных изгородей, где основой может выступать металлическая решетка или деревянный каркас.
ЭРКЕР – то же, что фонарь, выступающая часть строения.
ЭРМИТАЖ – в садовом искусстве отдельно стоящая постройка в садах романтического стиля, жилище отшельника Эрмита, хижина.